Рубенс как мастер эскизов представлен в Мадриде

рубенс

Питер Пауль Рубенс был одним из известнейших мастеров масляных эскизов в истории европейского искусства: за свою карьеру он выполнил почти 500 таких подготовительных работ. 73 их них сейчас представлены на выставке «Рубенс. Художник эскизов» в Музее Прадо в Мадриде. Экспонаты заимствованы из ведущих учреждений мира, включая Лувр, Государственный Эрмитаж, Метрополитен-музей и Музей Бойманса — ван Бёнингена.

рубенс

Практика создания эскизов маслом в процессе написания картины началась в Италии в XVI веке. Такие художники как Полидоро да-Караваджо, Доменико Беккафуми, Федерико Бароччи, Якопо Тинторетто и Паоло Веронезе делали их, чтобы опробовать свои идеи при разработке полотен. Однако подобные работы были не очень распространены, так как основной подготовительной техникой был всё же рисунок.

рубенс
Питер Пауль Рубенс, «Апостол Матфей» (1610 — 1612). Музей Прадо,Мадрид

Рубенс тоже использовал эскизы, чтобы представить композицию картины. Он также предоставлял предварительные версии на одобрение клиентам и оставлял в качестве руководства подмастерьям. В зависимости от целей наброски маслом могли быть фрагментарными или более проработанными, небольшими или относительно масштабными. От остальной части живописного наследия художника они отличаются меньшим количеством деталей, меньшей филигранностью, более тонким слоем краски и зачастую видимым подготовительным слоем.

рубенс
Изгнание из Рая. Питер Пауль Рубенс. 1620

В экспозиции «Рубенс. Художник эскизов» представлены среди прочих пять небольших эскизов для потолочных картин в церкви иезуитов в Антверпене, предоставленные Эшмолеанским музеем в Оксфорде, Музеем Бойманса — ван Бёнингена, Национальной галереей в Праге и Галереей старых мастеров в Вене. Готовые картины, которые погибли во время пожара в 1718 году, были написаны Антонисом Ван Дейком и другими учениками и подмастерьями Рубенса. Чтобы подготовить этот цикл, художник сделал как небольшие монохромные эскизы, так и более комплексные, в цвете, а также ряд рисунков. Сложные ракурсы требовали тщательного подготовительного процесса. Маленькие эскизы — это только наброски света и тени, а на крупных уже отрабатывалась цветовая гамма.

рубенс
Питер Пауль Рубенс, «Снятие с креста. Эскиз» (1611). Галерея Курто,Лондон

Серия Ахиллесов из коллекции Музея Прадо дополнена масляным эскизом из Музея Фицуильяма в Кембридже. Рубенс разработал их для гобеленов с изображением восьми сцен из жизни древнегреческого героя. Художник подготовил два варианта набросков. Первые работы меньше и без детализации. Более крупные и более подробные были предназначены для ткачей, которые рисовали картоны. Этот раздел завершается картиной «Улисс и Диомед раскрывают Ахилла», написанной в мастерской Рубенса и входящей в собрание Прадо.

рубенс
Улисс и Диомед раскрывают Ахилла Питер Пауль Рубенс 1618

Шесть эскизов из серии «Триумф Евхаристии» были отреставрированы в 2014 году. Рубенс написал их в 1620-х годах для двадцати гобеленов по заказу инфанты Изабеллы Клары Евгении, правительницы Испанских Нидерландов. Их тема  — Святое Причастие, одно из главных христианских таинств, на защиту которых встали испанцы на юге Низинных Земель. Художник сделал две серии подготовительных работ разных размеров. На выставке представлен один из малых эскизов — единственный, где изображён весь ряд предполагаемых гобеленов,  и ещё шесть более крупных.

Отдельный интерес представляют подготовительные работы для росписи потолка Банкетного зала во дворце Уайтхолл в Лондоне. Их тема — празднование царствования Якова I. Эскизы представляют девять сцен, главная из которых — союз Англии и Шотландии, самое важное событие правления этого короля. Здесь объединение двух народов представлены в виде Амура, символизирующего Любовь, и Минервы, соединяющей над ним две короны.

рубенс
Питер Пауль Рубенс, «Англия, Шотландия, Минерва, Амур и две Победы» (1932). Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам

В 1636 году Филипп IV поручил уже пожилому Рубенсу создать более 60-ти мифологических сцен для украшения охотничьего павильона Торре-де-ла-Парада на окраине Мадрида. Художник сделал небольшие масляные проекты картин, но написал лишь несколько самых последних. Остальные были поручены другим мастерам.

рубенс
Охота на львов. Питер Пауль Рубенс. 1615, 73.6×105.4 см

Несмотря на свою уникальную природу, эскизы маслом Рубенса дают зрителю возможность оценить особености, присущие всему его творчеству. Динамичный, но лёгкий мазок и ощущение сжатой энергии передают серьёзность замысла и уникальную жизненную глубину. Как ни парадоксально, но также видно, что в этих сценах решаются чрезвычайно важные проблемы, и смотрящий испытывает эмоции, выраженные на картинах.

рубенс
Чудо святого Франциска из Паолы. Питер Пауль Рубенс. 1628, 10.5×79.4 см

Выставка «Рубенс. Художник эскизов» в Музее Прадо продлится до 5 августа. А с сентября откроется в Музее Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме.

Источник

Загрузка...
Оцените статью
Мир — твой
Рубенс как мастер эскизов представлен в Мадриде
Почтовые камни Мадагаскара
Почтовые камни Мадагаскара